пятница, 23 мая 2014 г.

Зелёна Гура - город с перспективой?

Так совпало, что этот текст прочитает несколько десятков семей, которые в четверг узнали о перспективе переезда в Зелёну Гуру. Поэтому хочу отдельно отметить, что этот пост планировался еще раньше и не является рекламой города специально для них. По крайней мере, таковым не планировался :).

Как многие из моих читателей знают, с самого начала переезда я не особо восхищался Зелёной Гурой. После 2-миллионного Харькова, темп жизни в Зелёной Гуре навевал некий пессимизм. Да и каких либо перспектив развития тоже не было видно. Довольно быстро мы поняли, что я не смогу найти в Зелёной Гуре работу моего уровня в другой фирме. Что же изменилось?

Начну с того, что за последний год я уже два раза получал приглашения. Кроме того, ужонд працы объявил, что предприятия задекларировали открытие до тысячи новых рабочих мест до конца года. Хотя, возможно, это связанно с общей динамикой снижения безработицы в Польше (сократилась на 1.5%).

Основная (последняя) причина, которая заставила меня написать этот пост, это прошедший на прошлой неделе референдум. Жители Гмин (районы вокруг города) проголосовали за присоединение к городу. В популяции город вырос всего на ~20 тыс. жителей, зато по площади вырос раза в 4 - стал больше Познани.



Это, конечно, не означает, что сразу после оформления присоединения, город полноценно вырастет и застроится. Но это - перспективы. Кроме того, город на развитие инфраструктуры после присоединения от ЕС получит какую-то толстую дотацию. Газеты сейчас пестрят различными планами по развитию этой инфраструктуры. Меня, например, привлек план по развитию велодорожек, которыми соединят все новые территории и улучшат велосипедную инфраструктуру уже внутри города.

Голубым цветом - запланированные дорожки, которые частично уже реализованы. Красные - реализованы еще в 2007 году.


Еще один плюс к перспективам - строящиеся автострады. Планы по развитию автострад те-же, что были еще 4 года назад, но реализация - уже на 4 года ближе :). Отданная в прошлом году нитка Сулехов-Свебодзин и в позапрошлом году Познань-Франфурт, позволяет доехать до Познани от ЗГ чуть больше, чем за час. Чтобы от Зеленой Гуры доехать до моря, необходимо теперь проехать всего 20 км обычной трассы, и 20 км однополосной экспресовой (по нашей терминологии - дорога для автомобилей), а весь остальной маршрут - новая двухполосная экспресова (по качеству как автобан). Гугл мапс говорит что дорога к морю займет 2,5 часа. До границ Берлина - 1,5 часа на машине.


Продолжая тему коммуникаций - через три месяца пустят прямой поезд Зелена Гура - Берлин, который вначале за 2,5 часа, а потом всего за 2 часа будет ехать от точки до точки. За 18евро можно будет купить билет, который даст право еще и в самом Берлине пользоваться коммуникациями. В самом городе недавно отремонтировали многие центральные дорожные узлы, и сейчас очень быстрыми темпами обновляют окружную. Опять же - с велодорожками.

Из заметных мне инвестиций, за время моего пребывания, я еще запомнил: строительство большого аквапарка с баскетбольной ареной, на которой проходят международные матчи; капитальный ремонт бассейна в Джонкове (который теперь тоже станет районом Зеленой Гуры), в котором теперь тоже проводят международные соревнования; построено минимум 2 новых орлика; капитально отремонтировали вокзал; начато строительство планетария. Строительство планетария, кстати, будет осуществлено на деньги т.н. гражданского бюджета. Т.е. город выделяет деньги, а сами жители предлагают проекты и за них голосуют. Выделенные деньги идут на проекты, набравшие больше всего голосов жителей города.








За время нашей жизни здесь построилось как минимум 3 супермаркета среднего размера (Лидл, Алди), и один большущий строительный Leroy Merlin. А еще возле города строится новый заводик по производству строительных смесей.

Самое крупная прошлогодняя потеря - окончательное прекращение работы вагоноремонтного завода (в далеком прошлом - градообразующего предприятия) - на самом деле открыла еще больше перспектив. Страдающее от постоянной нехватки заказов убыточное предприятие, освободит почти гектар площади в центре города. Уже идут обсуждения что сделать с огромными ангарами, которые останутся. Из наиболее вероятных предположений пока слышал, что это будет большой торгово-развлекательный центр.

Ну и "стандартные" наборы развивающихся городов, в виде постоянно появляющихся новых договоров о сотрудничестве с другими городами и общественными организациями. Кстати, Любушское воеводство - лидер по количеству неправительственных организаций на душу населения.

Вся эта информация - это только та часть, о которой я слышал и знаю. Возможно, я что то пропустил или забыл. Кроме того, я говорил только о том, что появилось за последние 3 года. Что в Зеленой Гуре есть еще интересного - ищите в моем блоге :).

В общем, получилась, конечно, реклама города. Значит ли это, что я всем рекомендую именно Зелёну Гуру? Вовсе нет. Город пока не дорос до уровня Вроцлава или Гданьска, Познани или Щецына. Многим может не подойти этот, скорее спокойный, ритм жизни. Я только хочу обратить внимание на смену акцентов. Вместо некоего пессимизма, который можно проследить в моих первых отзывах о Зелёной Гуре, теперь я вижу перспективу.


PS: Когда искал последнюю фотку, наткнулся на прелестную статью, рекламирующую город - Zielona Gora - the city of the future :).

3 комментария:

  1. Побывал недавно в Варшаве и Кракове. Уровень жизни, конечно, радует..но цены нет)))) Конечно же я сравнивал все и равнял на украинские зарплаты. Как от местных жителей услышал, то многие стремятся уехать в большие города, где работы много и возможностей. А в Зеленой Гуре с этим делом сейчас как?

    ОтветитьУдалить
  2. Главное теперь, чтобы цены на жилье в гмине не подскочили до уровня города... который, надо сказать, Варшаве уступает не особо, в отличие от всяких Познаней и т.п.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за вашу статью, возможно Зелена Гура станет домом и для моей семьи. Должен скоро его увидеть). То что город расширяется и строится это очень хорошо.

    ОтветитьУдалить