Написать подобный текст я хотел в первые же дни после бегства "ЯЖИВ"-а. Основной посыл, собственно, заключается уже в заголовке, но я постараюсь еще больше его раскрыть.
После того, как требование майдана №1 – "ЯНЕК ГЕТЬ" – было удовлетворено, новым требованием №1 стала "ЛЮСТРАЦИЯ". Сам по себе идея отстранить от власти всех, кто эту власть уже имел и не смог ей грамотно воспользоваться, не такая уж и плохая. Но у этой идеи есть слабые моменты, о которой мало кто задумывается.
Первый слабый момент – опыт 2004 года. Вкратце – сама по себе смена лиц тогда ничего не изменила. Второй слабый момент – масштаб. Украина – очень большая страна. Кроме того, коррумпированная система работала не сама по себе отдельно от народа. Ведь народ, следуя правилам, часто по привычке, сам предлагал взятки, искал пути обмана и т.п.. Как ни крути, но все эти коррумпированные чиновники и бандиты-менты – украинцы. В таком масштабе взять и заменить всех плохих на всех хороших – не получится.
Даже если и представить себе, что мы сейчас поставили на всех ключевых местах людей, которые прежде не запятнали себя коррупцией, но оставим все те-же возможности этой самой коррупцией заниматься, каковы шансы изменить Украину к лучшему? Никаких. Рано или поздно будет найдена цена, за которую "новый" поставит свою подпись под разрешением на постройку заправки на месте парка отдыха.
Совсем иное, если максимальные усилия прилагать для изменения самой системы, а не для ликвидации отдельных винтиков. Для изменения правил. Временное правительство, несмотря на то, что состоит почти на сто процентов из матерых политиков, за пару месяцев успело принять столько антикоррупционных законов, сколько не принималось за 20 лет существования независимой Украины. Я сомневаюсь, что все они вдруг оказались ангелочками, и скорее всего такое поведение вызвано запахам горелых покрышек, который до сих пор щекочат ноздри. Но что нам, гражданам Украины, важнее – увидеть новое лицо в кресле, или увидеть изменения в системе?
Я отдаю себе отчет в том, что и одно и другое тесно связанно. Но я уверен, что если будут уничтожаться условия для коррупции, то и сами коррупционеры постепенно изведутся. Здесь плюс временному правительству – в виде антикоррупционных законов, они всё же закладывают фундамент, на который обществу можно будет опереться для того, чтобы систему перевернуть. И кстати, именно общество должно менять систему, а не "новоназначенные". В этом вся суть.
Многие условия для этого у нас уже есть. Журналистов уже не сажают поголовно за само проявление интереса к коррупционным схемам. Все больше появляется сообщений, в т.ч. и от друзей, которые делятся радостью по поводу той или иной не заплаченной взятки. Кроме того, янукович и путин подарили украинцам национальную идею, которая состоит в том, чтобы строить свое собственное свободное государство, которым можно гордится. Кстати, как мне кажется, многие неправильно понимают значение слов "независимое государство". Это не означает страну, которая совсем ни от кого не зависит во всех планах - таких стран не существует в природе. Но это означает свободу выбора – вступать в ТС, ЕС или никуда, например, государство должно само, руководствуясь национальными интересами, а не по решению марионеточного правительства. Тему гражданского общества в Украине я попробую развернуть в следующей статье.
Напоследок, еще одно слово в защиту тех, кто уже "запятнал" себя сотрудничеством с бандитской властью. Особенно это касается олигархов и просто бизнесменов. Необходимо просто понимать, что в Украине вопрос выживания бизнеса всегда зависел от того, делишься ты с коррупционной системой, или нет. И чем крупнее у тебя бизнес, тем выше ставки. Если твой бизнес становился слишком привлекательным, его просто могли отобрать. Одним из немногих путей защитить свой растущий бизнес было пойти под крышу партии. Естественно, выплачивая "членские взносы" в виде откатов, взяток и просто дани. Если представить себя на месте такого бизнесмена, перед которым есть выбор - спонсировать политику или отдать свое предприятие (с людьми) в лапы рейдеров, думаю, выбор очевиден.
Я не хочу показаться защитником олигархов/депутатов. Наоборот, я сам уверен, что депутатов "по нужде" там меньшинство. Большая часть как раз подходили с другой стороны – покупали себе кресло, а потом воровали, требовали, отжимали. Но я сам знаю как минимум один случай, когда довольно крупный и, в свое время, популярный харьковский бизнесмен пошел в депутаты отнюдь не потому, что сильно к этому стремился, а просто для защиты своего бизнеса. Самый яркий современный пример, конечно, – Коломойский. Сложно себе представить, чтобы Приватбанк осуществлял свою деятельность без сотрудничества с прежним режимом, но кто сейчас возьмется люстрировать Коломойского?
Как бы резюмируя всё сказанное, хочется попросить читателей отнестись сдержанно к избранию ЛЮБОЙ кандидатуры. "Народного" президента среди кандидатов нет. Это не является минусом, так как "мессию" Украина себе уже выбирала, и ничего хорошего из этого не вышло.
Новый президент не должен брать на себя роль проводника в "светлое будущее". Это должен быть хороший менеджер, который ставит национальные интересы превыше всего. И если по первому критерию кандидатов еще как-то можно оценить, то по второму, самому важному – никак.
ИМХО.
Давно читаю ваш блог. Он, в том числе, сопровождал меня в процессе переезда в Польшу. Спасибо вам за него.
ОтветитьУдалитьЧто касается поста - в очередной раз с вами согласна.
Новые "старые" лица на должностях не принесут должного эффекта, коррупцию порождает система, именно она создает условия, людям остается только в нужном месте назвать сумму и протянуть деньги. Рано или поздно страх перед народным гневом у "новых" лиц пройдет. Конечно, вряд ли они дойдут до масштабов предыдущего президента, но и у них "рыльце" в пушку окажется. Менять надо систему.
Я имею русско-украинское предприятие. Зарегистрирован в московской налоговой http://www.adres495.ru/moskva/nalogovaya-10/
ОтветитьУдалитьМогу сказать, смена власти моему бизнесу однозначно навредила.