Желание написать чего-то в блог уже давно не появлялось, но воспоминания с нашей последней поездки хочется записать, чтобы позже и самому к ним возвращаться. Фото и видео не отображают тех приключений, которые с нами произошли.
Начнем с того, что желание ехать с палаткой в кемпинг не появилось само по себе. Наоборот, вспоминая опыт совдеповских баз отдыха или других "палаточных" мероприятий (когда-то я на Эсхар ездил), с весьма условной санитарией и размытыми понятиями комфорта и безопасности, отдых в палатке с детьми казался нам по-просту неприемлемым.
Но всё чаще об отдыхе с палаткой нам рассказывали многочисленные знакомые, которые или разово, или регулярно ездят на отдых именно по кемипингам. Со временем количество этих знакомых, в том числе с семьями, стало заметно бросаться в глаза.
Одной из последних капель в пользу решения поехать с палаткой был "серфинг" по туристическому разделу Декатлона :). Тут я понял, что отдыхать "дикарем" можно и цивилизованно.
Жена уговаривалась чуть дольше. Каталог Декатлона её не так возбуждает, как каталог Икеи, так что пришлось договариваться. Решили, что с палаткой едем только в том случае, если готовить буду я. Обе стороны свою часть договора выполнили :).
Трасса
В этот раз мы не поехали "стандартной" трассой через Чехию, потому что хотелось избежать участков без автобанов (Брно - Вена), или с автобаном качества Прага-Брно. Вместо этого я решил сделать крюк через Германию. И хотя бОльшая часть пути - как раз через Германию - прошла отлично, этот вариант имеет ряд недостатков, о которых ниже.
Траса Zielona Góra - Żary - Niesky (DE) - Bautzen - Dresden - Nurnberg - Munchen - Salzburg (A) - Villach - Lubljana (SLO) - Postojna - Pivka - Rupa (HR) - Rijeka - Krk.
Гугл именно эту трассу показывал как приоритетную на остров Крк. Необходимо учесть, что для переезда Австрии по этой трассе, необходимо дополнительно заплатить за проезд по туннелям, что можно сделать заранее здесь. В случае покупки видео-билета, ваш номер распознается на пункте пропуска и шлагбаум автоматом поднимается.
Составляя трассу, я посчитал количество точек с ремонтными работами на старой и новой трассах. Получилось что-то вроде 16 против 9. И хотя гугл обещал примерно одинаковое время - около 12 часов, в итоге новая трасса оказалась гораздо длиннее по времени. Выехав из дома в 5 утра, на месте мы оказались в 21:30, т.е. ехали с остановками более 16 часов. Подозреваю, что Гугл завышал среднюю скорость на отрезках немецких автобанов без ограничения скорости. С дополнительным багажником на крыше наша средняя скорость на автобане была около 120-130. При этом расход был на уровне почти 9л/100км. Перед Австрией и в самой Австрии мы пару раз попадали в тянучки на несколько километров. Ну и не обошлось без сложного участка - в Словении от съезда у городка Postojna до границы с Хорватией - ужасная дорога.
Подготовка
Хотя руки чесались скупить почти весь туристический ассортимент Декатлона, решили для первого раза с этим повременить. Было неизвестно как пойдет, поэтому часть снаряжения одолжили у знакомых. Из основных вещей для кемпинга - собственно палатка (T6.2), набор столик с 4 стульчиками, походная газовая плита. Свои спальники у нас уже были, как и надувной матрас, к которому я докупил еще один для двух человек. Также я докупил набор посуды и туристическую лампу. Вообще постоянно думал, что мы в первую поездку не учтем что-то важное, но как-то обошлось.
Отпуск
Интересности начались еще в самом начале пути, когда где-то в районе Жар мы увидели перевернутую машину, которая торчала а заборе, и трех людей рядом - двух парней и девушку. Сей пейзаж нарисован был явно всего пару минут назад, потому мы остановились предложить помощь, но девушка сказала, что "вшистко в пожондку" и помощь им не нужна. Ну, ОК - едем дальше :). Кстати о интересных совпадениях - буквально за пару километров перед этим я свернул не на тот выезд с кольца. На то чтоб сориентироваться, развернуться и продолжить путь ушла как раз та пара минут... Совпадение? (с)
Кемпинг Škrila ***
С первым кемпингом нам очень повезло. Хотя мы до конца не знали еще чего нам ожидать, но Кемпинг Škrila, расположенный на отдаленной (от моста) части острова Крк, вблизи городка Стара Башка, превзошел наши ожидания.
Начнем со стандарта. Как и все 3 кемпинга, в которых мы сейчас побывали, в Скриле были санитарные узлы с достаточным количеством туалетов, душевых, мест для мытья посуды, для стирки вещей и даже для мытья собак. Также была инфраструктура для обслуживания кемперов. Во всех кемпингах есть электричество (важно не забыть свой удлинитель).
Что отличало Скрилу от остальных, так это поразительная чистота, которую сложно ожидать в местах общественного пользования, новая сантехника и стабильное наличие горячей воды. Также в нашем случае (в парцеле Comfort) была подведена питьевая вода. Что немаловажно - стабильный интернет.
Безопасность. Одно из основных опасений перед поездкой - пьяные громкие гулянья соседей до утра. Не знаю, влияние ли это круглосуточной охраны, или просто в кемпингах Европы культура чуть повыше, но даже если вечером где-то собиралась шумная компания, вскоре после наступления тихого часа спать никто не мешал*. Кемпинги хоть и очень тускло, но освещены. Позже мы поняли, что тусклый редкий свет сделан специально для палаточников, которым он может мешать.
*Во втором кемпинге (Slanica) в предпоследнюю ночь поздно приехала компания молодых ребят. Они в темноте разбили палатку, а потом еще какое-то время сидели, разговаривали и хихикали пару часов. Не то, чтоб это сильно напрягало, но как-то запомнилось. Через пару дней, когда мы возвращались с остановкой в кемпинге на юге Чехии, мы тоже приехали поздно, очень уставшие, и после того, как разложили палатку и переложили спящих детей из машины, пошли с бутылкой хорватского вина на берег озера (40м от палаток) и тоже там около часа разговаривали, вспоминали тех ребят и хихикали.
Но вернемся в Скрилу, в которой мы провели 5 ночей.
Первый и второй дни
Это будет самое короткое описание дня и описание самой длинной ночи. План на первый день после длинной дороги весьма прозаичен - пляжинг, лёжинг, морожинг, пивинг, купалинг и отдыхалинг. Ничего не предвещало беды... кроме прогноза погоды. А он обещал грозу и ветер 10м/с с порывами.
С одной стороны меня где-то в глубине души успокаивали два факта. 1 - в кемпинге много палаток и они ведь должны как-то пережить такой, не самый страшный в принципе, ветер. 2 - воспоминания о тестах палаток Декатлон. Но с другой стороны я понимал, что эту палатку я раскладывал первый раз в жизни, и не все колышки удалось хорошо вбить в "землю" - один из немногих минусов Скрилы - скалистый грунт.
Когда началось, и палатка стала ходить ходуном, я подумал, что синоптики ошиблись и 10м/с начались сразу, а не как прогнозировалось - под утро. Но с каждым часом ветер всё более усиливался, а палатка всё сильнее и сильнее колыхалась. О сне не могло быть и речи, я ожидал, что палатка вот-вот сорвется и полетит. Но она всё не летела :). Когда прекратился дождь, я начал выходить каждые пол-часа-час, чтобы проверить надежность креплений. Как оказалось, снаружи палатки было гораздо спокойнее, чем внутри. Всё-же 10м/с – далеко не ураган. Тем не менее, пара колышек таки была выдернута. Один тросик привязал к машине, а второй колышек забил и укрепил.
Ближе к утру, несмотря на усиление ветра, нам надоело переживать за палатку, и мы настолько устали и привыкли к шатанию, что заснули. В итоге палатка не улетела, более ни одно крепление не ослабилось, и несмотря на еще сутки продолжающийся сильный ветер, он нас уже не сильно беспокоил. Мы даже еще умудрились немного покупаться. Именно тогда проявили себя русские.
Я как раз через день после приезда успел на фейсбуке написать, что несомненным плюсом кемингов является отсутствие русских и понтов. Как оказалось, были исключения. Когда жена с детьми плескались в воде, ко мне подошел мужик и попробовал начать разговор фразой - "в такую погоду только русские купаются". Признаться, я несколько опешил и не смог подобрать слова, потому что в голове из цензурных крутились фразы на всех языках, кроме русского :). В результате получилась довольно длинная пауза и вопрос "еще раз?". Мужик, видимо, почувствовал, что что-то неладно, и спешно поправился - "ну... только русскоговорящие в такую погоду в воду лезут..." и ретировался.
Позже моя дочка с его дочкой игрались. Нормально, без понтов. От нее узнали, что они живут в Германии. Возможно, и не ватники. Но как так получается, что за 15 секунд общения и полторы фразы из него наружу вылазит именно то, за что у меня к русским такое отношение?
День третий - столица острова Крк - город Крк
Третий день было решено провести по-туристическому. Мы поехали на прогулку по городу Крк. Начали прогулку с пиццы в милом ресторанчике в самом центре города, потому как сын заснул и много двигаться мы всё равно не могли. На сытый желудок прогулка особенно удалась. Погуляли по узким улочкам, а также забрались в местный форт. Несмотря на то, что ничего особо примечательного в городке мы не нашли, время было потрачено не зря и мы хорошо отдохнули на этой прогулке. А закончили мы посещением и купанием на местном пляже, который в 2017 получил голубой флаг.
День четвертый - пляжинг и Башка
С утра я продолжил свои ежедневные упражнения в нырянии, и наконец достаточно раскачал барабанные перепонки, чтобы донырнуть до ракушки морского ежа, за которым "охотился" уже три дня. И хотя она лежала на относительно небольшой глубине - метров 5 - после большого перерыва без ныряния организм просто не пускал меня глубже. Никакие глотания или подуть в нос не помогали.
После пляжинга во второй половине дня решили съездить на развалины замка в городок Башка. Что нас поразило - это совсем другая природа всего в пяти километрах от нас - за горой. Долина, в которой расположен городок, с двух сторон окружена высокими горами, которые защищают её от ветров и бурь, создавая свой климат. Это отчетливо видно на спутниковых снимках. А из самой долины на эти самые горы открывается шикарный вид.
Мы же поехали не в сам городок Башку, а в место над ним. Там расположена церковь святого Ивана, а рядом - развалины замка. С туристической дорожки, которая расположена выше, открываются шикарные виды. Один из кадров, которые я сделал, мы позже видели на почтовых открытках в киоске.
Поиск следующего кемпинга
Перед поездкой в Хорватию мы заранее зарезервировали только 5 дней в Скриле на острове Крк. Так как мы занялись резервациями слишком поздно, в остальных подходящих нам кемпингах было или всё занято, или не было возможности удаленной резервации вообще. Поэтому я решил искать уже будучи на месте, тем более что всегда был план "Б" - в одном из крупных кемпингов мне сказали, что у них всегда есть место для палаток на большой поляне без парцелов.
Уезжать со Скрилы нам не хотелось, но, к сожалению, все места там уже были зарезервированы. За пару дней до конца нашего пребывания на острове Krk я начал обзванивать кемпинги в порядке приоритета, и уже в третьем кемпинге нашлось место. Этим кемпингом был Slanica на острове Murter.
День пятый - дорога на остров Муртер
"Ничего не предвещало беды" (c) или "никогда такого не было, и вот опять" :)
Ехать на Муртер решил по автостраде. Хотя эта трасса была на 20км длиннее, чем вдоль берега, гугл обещал дорогу на 30 минут быстрее. БОльшая часть дороги прошла без приключений, но последние 50 км заставили нас серьезно попотеть, как в прямом, так и в переносном смыслах.
Во время прошлой нашей вылазки в Башку, запасная 5л канистра с бензином, которую я всегда брал с собой на всякий случай в дальние поездки, треснула, и содержимое пришлось вылить в бак. Это стечение обстоятельств привело к тому, что компьютер мне ласково намекнул о последних 50 км как раз после того, как мы проехали последнюю заправку по дороге на остров. В тот момент это меня еще не сильно расстроило, до ближайшей заправки на острове было ближе. Однако, по мере движения, компьютер корректировал прогноз расхода, а стрелочка уровня топлива уже стала показывать 0. Возвращаться было уже поздно, оставалось ехать ооочень экономно и надеяться, что это поможет. Кондиционер тоже пришлось выключить.
К заправке, которую я выбрал на карте мы подкатывались с "запасом" езды 5км, и тут меня что-то начало беспокоить. Для того, чтобы добраться к этой заправке, пришлось съехать с основной дороги, и чем дальше мы ехали, тем менее оживленная местность становилась, что было странно для размещения заправки. Когда же дорога привела нас к проулку, в который моя машина едва могла проехать, я решил проверить карту еще раз, и оказалось, что всё это время мы ехали к заправке ..... для лодок :).
"Разворот в габаритном дворике" во время экзамена на права и рядом не лежал с разворотом в негабаритной улочке в каком-то селе на острове Муртер :). Когда мы выехали на главную дорогу, компьютер сказал "пынь" и показал, что у нас бензина на 0км. Стрелка уровня топлива давно была под нулём. До следующей заправки оставалось 7 км с дорогой через гору.
Я был уверен, что мы не доедем, но хотел сократить отрезок, который пришлось бы гулять до заправки и обратно с канистрой. Потому я ехал еще более экономно, а педаль тормоза вообще перестала существовать - торможение только двигателем. Но несмотря на все наши переживания, все обошлось благополучно, и я доехал до заправки с работающим движком.
Кемпинг Slanica ***
Я не знаю как они считают звездочки, но имея те-же 3 звезды, что и Скрила, Сланица заметно проигрывала по большинству параметров.
Более старые и "поюзанные" сан. узлы, перебои с горячей водой, дорожки идущие насквозь через парцелы, менее развитая инфраструктура, бОльшее расстояние до ближайшего пляжа, который днем забит людьми, и у которого быстро становится грязной вода.
Были и плюсы. Например, тенистость, так как почти весь кемпинг находится среди деревьев. Также здесь была нормальная детская площадка, которая понравилась нашим детям. Неплохой в принципе, пляж, находился в 800 метрах от нашей палатки. Там я мог насобирать кучу морских звезд, и даже поймал какую-то рыбку, похожую на обычного ерша, только цветастее и, собственно, морскую.
На самом деле, где-то такой уровень комфорта мы и ожидали перед поездкой с палаткой. Поэтому абсолютно не было негатива, на Муртере мы тоже прекрасно отдохнули, и точно так же не хотели уезжать. Но первый опыт на Крк сильно повысил планку.
День шестой - отдых на острове Murter
Начали день со стандартного пляжинга, а я поймал первую звезду. Потом, после обеда, задержались с детьми на детской площадке, и очень весело провели время. Там собралась кучка детей, говорящих на польском, хорватском, словенском и русском, а также все немного на английском. И наши дети затеяли интернациональную игру в корову/крокодила/каламбуры (отгадывание слов, показанных пантомимой). Подобный опыт для детей оказывается бесценен в плане преодоления языковых барьеров.
Вечером мы пошли погулять на гору на другой части острова. И внезапно для себя обнаружили сеть тоннелей и фортификационных элементов построенных внутри скалы. Тоннели тянулись на сотни метров, и это всё было доступно для туристов. Обожаю подобные места. Жаль на большинстве фото и видео видно нас, а на остальных не видно тоннелей :).
День седьмой - Шибеник
Расширяя список посещенных мест, мы поехали в город Шибеник, который находится всего в 40 минутах езды от Сланицы.
Мы побывали во всех 4 фортах, включая незаконное проникновение на форт св. Ивана, который в настоящее время "типа" реставрируется :). И проникновение в подземные (подскальные) туннели рядом. Вход в эти туннели "типа" закрыт и огорожен проволокой, но от дыр в ограждениях к ним тянутся протоптанные тропиночки.
Вишенкой на торте было посещение форта св. Николаса. Дело в том, что нормальный вход там только со стороны моря, т.е. войти нормально можно только на лодке. Со стороны же берега там очень хлипкая конструкция изговна и палок досок и веревок. Зато внутри можно погулять по большой части форта, хотя это и небезопасно, о чем гласит табличка на подходе к нему - вход на свой страх и риск.
Возле форта был обустроенный пляж, а по дороге к нему - замечательное место, чтобы половить рыбок и крабиков.
День восьмой - отдыхалинг
С утра мы поехали на местный рынок, чтобы купить рыбу. Потому что как это так - мы у моря и не пожарили свежей рыбки (в ресторанах не в счет)? Я без понятия, как называется та рыба, что я купил. Плюсом было то, что продавец ее выпотрошил и почистил на месте, без дополнительной оплаты. Не могу назвать то, что я приготовил, произведением кулинарного искусства, но было вкусно и я хочу еще :).
Пока я готовил рыбку, мой трехлетний сын завел себе подружку на детской площадке, с которой потом проводил много времени, и которую так и называл - "моя подружка". То, что они говорили на разных языках вообще не было помехой.
После рыбки мы пошли в городок Murter, на этот раз пешком. Во-первых - погулять, а во-вторых - взять на прокат лодку. Да-да, только в предпоследний день отпуска я узнал, что это можно сделать без морских/водных прав. Конечно, для таких бесправных, как я, - не без ограничений :). Кстати, открыл для себя приложение/сервис Click&Boat. Если бы не факт, что лодка нужна была на завтра, то взял бы лодку через сервис - были хорошие варианты рядом, но все - заняты.
После пиццы и лазаньи с пивом в местном ресторанчике, потопали обратно в кемпинг, и почти сразу - на пляж. Как и водится, организм привык к погружениям только к концу отпуска, и только в предпоследний день я смог нырять чуть глубже, чем ныряет средний турист, и насобирал кучу морских звезд, ракушек и скелетов морских ежей. Часть звезд выпустил сразу, остальных - после того, как показал детям :).
День девятый - моторная лодка
Без прав можно было взять только тихоходную моторку на 5л.с. и плавать только у острова Муртер и группы мелких островков на северо-западе, не отплывая дальше острова Большая Арта. Но даже этого оказалось достаточно, чтобы сильно пожалеть, что этот вид отдыха мы для себя открыли только в последний день отпуска. Несмотря на небольшую доступную акваторию, дно, островки, вода оказались весьма разнообразными. Поменьше и побольше, людные и безлюдные, заросшие и каменистые. Дно у островков и между ними было неглубокое, голое песчаное и каменистое, заросшее и скалистое, пустое и с кучей живности.
Наиболее ценным было чувство свободы. Куда захотел, туда поплыл, там позагорал, там понырял. Тем более, что в последний день отпуска организм уже совсем приспособился к нырянию. Обратил внимание, что очень много людей, точно также свободно плавающих на лодках, предпочитает загорать голышом.
На обратном пути мызаехали заплыли в ресторанчик, который доступен только с воды - La Spuž. Так как до этого плотно поели припасенной еды, то заплыли только за мороженным, хотя основным предложением ресторана была морская кухня. Мороженное у них было собственного изготовления, насыпанное в обычные домашние чашки :).
День десятый - возвращение в .. Чехию
Когда я планировал нашу поездку еще перед отпуском, то рассчитывал, что по дороге домой мы остановимся на один день в горах Австрии. Но после поездки через Германию, мы решили, что возвращаться будем обычной трассой через Чехию, а значит через ту часть Австрии, где гор, и соответственно - горных кемпингов, гораздо меньше. Перед выездом я не смог найти ни одного доступного кемпинга в горах на одну ночь. Более того, оказалось проблемой найти через Интернет подходящий отель на одну ночь вдоль нашей трассы.
Однако, выход был найден. Совсем недалеко от Чехо-Австрийской границы я нашел большой комплекс кемпинг Merkur - на берегу водохранилища Nové Mlýny. Кроме палаточного поля там были доступны домики и комнаты, и я решил, что после окончания сезона там должны быть свободные места. Как оказалось - я ошибался, и доступны были только палаточные поля. И хотя мы опять потратили немного нервов из-за проблем с дозвоном и неуверенности в том, что успеем доехать до закрытия регистрации, это нам удалось.
В 12 ночи мы разбили палатку, перенесли в нее спящих детей и пошли с женой пить хорватское вино на берегу водохранилища. Романтика.
День одиннадцатый - возвращение домой
Дети, которые вчера заснули в машине, удивились, проснувшись в палатке рядом с озером (и детской площадкой). Какое-то время пришлось разбираться с ребенком - в какой вообще стране мы находимся, и что мы вообще тут делаем :).
На территории комплекса был большой выбор всевозможных кафешек и ресторанчиков, а также разных развлечений. Наверняка, здесь можно с удовольствием провести много времени, но нам нужно было ехать дальше.
Возвращение не обошлось без приключений. Для начала, в Брно мы проехали поворот на Прагу. Когда жена остановилась у ближайшей заправки, чтобы запланировать как развернуться, во время выезда с заправки она умудрилась стукнуться в курьерский фургон... задом :). К счастью, водительница фургона оказалась адекватной, и не найдя на своём изрядно потертом бампере выделяющейся вмятины, сказала, что всё ОК, нет проблем, на что моя жена ответила вопросом - а как проехать в Прагу? Слегка опешившая курьерша показала как лучше выехать, и до Праги мы добрались без приключений.
Перед самой Прагой Гугл нас порадовал сообщением о пробке на 1 час, которую нельзя было объехать. Не поверив Гуглу, я поехал в объезд через Záběhlice, но оказалось, что въезд на автостраду с улицы "V Korytech" - раскопан, поэтому пришлось возвращаться, но к счастью, не к началу пробки, а только к ее части - нашелся въезд через заправку у трассы.
Оставшаяся часть трассы прошла без приключений.
Хеппи энд.
Начнем с того, что желание ехать с палаткой в кемпинг не появилось само по себе. Наоборот, вспоминая опыт совдеповских баз отдыха или других "палаточных" мероприятий (когда-то я на Эсхар ездил), с весьма условной санитарией и размытыми понятиями комфорта и безопасности, отдых в палатке с детьми казался нам по-просту неприемлемым.
Но всё чаще об отдыхе с палаткой нам рассказывали многочисленные знакомые, которые или разово, или регулярно ездят на отдых именно по кемипингам. Со временем количество этих знакомых, в том числе с семьями, стало заметно бросаться в глаза.
Одной из последних капель в пользу решения поехать с палаткой был "серфинг" по туристическому разделу Декатлона :). Тут я понял, что отдыхать "дикарем" можно и цивилизованно.
Жена уговаривалась чуть дольше. Каталог Декатлона её не так возбуждает, как каталог Икеи, так что пришлось договариваться. Решили, что с палаткой едем только в том случае, если готовить буду я. Обе стороны свою часть договора выполнили :).
Трасса
В этот раз мы не поехали "стандартной" трассой через Чехию, потому что хотелось избежать участков без автобанов (Брно - Вена), или с автобаном качества Прага-Брно. Вместо этого я решил сделать крюк через Германию. И хотя бОльшая часть пути - как раз через Германию - прошла отлично, этот вариант имеет ряд недостатков, о которых ниже.
Траса Zielona Góra - Żary - Niesky (DE) - Bautzen - Dresden - Nurnberg - Munchen - Salzburg (A) - Villach - Lubljana (SLO) - Postojna - Pivka - Rupa (HR) - Rijeka - Krk.
Гугл именно эту трассу показывал как приоритетную на остров Крк. Необходимо учесть, что для переезда Австрии по этой трассе, необходимо дополнительно заплатить за проезд по туннелям, что можно сделать заранее здесь. В случае покупки видео-билета, ваш номер распознается на пункте пропуска и шлагбаум автоматом поднимается.
Составляя трассу, я посчитал количество точек с ремонтными работами на старой и новой трассах. Получилось что-то вроде 16 против 9. И хотя гугл обещал примерно одинаковое время - около 12 часов, в итоге новая трасса оказалась гораздо длиннее по времени. Выехав из дома в 5 утра, на месте мы оказались в 21:30, т.е. ехали с остановками более 16 часов. Подозреваю, что Гугл завышал среднюю скорость на отрезках немецких автобанов без ограничения скорости. С дополнительным багажником на крыше наша средняя скорость на автобане была около 120-130. При этом расход был на уровне почти 9л/100км. Перед Австрией и в самой Австрии мы пару раз попадали в тянучки на несколько километров. Ну и не обошлось без сложного участка - в Словении от съезда у городка Postojna до границы с Хорватией - ужасная дорога.
Подготовка
Хотя руки чесались скупить почти весь туристический ассортимент Декатлона, решили для первого раза с этим повременить. Было неизвестно как пойдет, поэтому часть снаряжения одолжили у знакомых. Из основных вещей для кемпинга - собственно палатка (T6.2), набор столик с 4 стульчиками, походная газовая плита. Свои спальники у нас уже были, как и надувной матрас, к которому я докупил еще один для двух человек. Также я докупил набор посуды и туристическую лампу. Вообще постоянно думал, что мы в первую поездку не учтем что-то важное, но как-то обошлось.
Отпуск
Интересности начались еще в самом начале пути, когда где-то в районе Жар мы увидели перевернутую машину, которая торчала а заборе, и трех людей рядом - двух парней и девушку. Сей пейзаж нарисован был явно всего пару минут назад, потому мы остановились предложить помощь, но девушка сказала, что "вшистко в пожондку" и помощь им не нужна. Ну, ОК - едем дальше :). Кстати о интересных совпадениях - буквально за пару километров перед этим я свернул не на тот выезд с кольца. На то чтоб сориентироваться, развернуться и продолжить путь ушла как раз та пара минут... Совпадение? (с)
Филлах, Австрия |
Кемпинг Škrila ***
С первым кемпингом нам очень повезло. Хотя мы до конца не знали еще чего нам ожидать, но Кемпинг Škrila, расположенный на отдаленной (от моста) части острова Крк, вблизи городка Стара Башка, превзошел наши ожидания.
Начнем со стандарта. Как и все 3 кемпинга, в которых мы сейчас побывали, в Скриле были санитарные узлы с достаточным количеством туалетов, душевых, мест для мытья посуды, для стирки вещей и даже для мытья собак. Также была инфраструктура для обслуживания кемперов. Во всех кемпингах есть электричество (важно не забыть свой удлинитель).
Что отличало Скрилу от остальных, так это поразительная чистота, которую сложно ожидать в местах общественного пользования, новая сантехника и стабильное наличие горячей воды. Также в нашем случае (в парцеле Comfort) была подведена питьевая вода. Что немаловажно - стабильный интернет.
Безопасность. Одно из основных опасений перед поездкой - пьяные громкие гулянья соседей до утра. Не знаю, влияние ли это круглосуточной охраны, или просто в кемпингах Европы культура чуть повыше, но даже если вечером где-то собиралась шумная компания, вскоре после наступления тихого часа спать никто не мешал*. Кемпинги хоть и очень тускло, но освещены. Позже мы поняли, что тусклый редкий свет сделан специально для палаточников, которым он может мешать.
*Во втором кемпинге (Slanica) в предпоследнюю ночь поздно приехала компания молодых ребят. Они в темноте разбили палатку, а потом еще какое-то время сидели, разговаривали и хихикали пару часов. Не то, чтоб это сильно напрягало, но как-то запомнилось. Через пару дней, когда мы возвращались с остановкой в кемпинге на юге Чехии, мы тоже приехали поздно, очень уставшие, и после того, как разложили палатку и переложили спящих детей из машины, пошли с бутылкой хорватского вина на берег озера (40м от палаток) и тоже там около часа разговаривали, вспоминали тех ребят и хихикали.
Но вернемся в Скрилу, в которой мы провели 5 ночей.
Вид на Скрилу. Видно нашу палатку. |
Первый и второй дни
Это будет самое короткое описание дня и описание самой длинной ночи. План на первый день после длинной дороги весьма прозаичен - пляжинг, лёжинг, морожинг, пивинг, купалинг и отдыхалинг. Ничего не предвещало беды... кроме прогноза погоды. А он обещал грозу и ветер 10м/с с порывами.
С одной стороны меня где-то в глубине души успокаивали два факта. 1 - в кемпинге много палаток и они ведь должны как-то пережить такой, не самый страшный в принципе, ветер. 2 - воспоминания о тестах палаток Декатлон. Но с другой стороны я понимал, что эту палатку я раскладывал первый раз в жизни, и не все колышки удалось хорошо вбить в "землю" - один из немногих минусов Скрилы - скалистый грунт.
Когда началось, и палатка стала ходить ходуном, я подумал, что синоптики ошиблись и 10м/с начались сразу, а не как прогнозировалось - под утро. Но с каждым часом ветер всё более усиливался, а палатка всё сильнее и сильнее колыхалась. О сне не могло быть и речи, я ожидал, что палатка вот-вот сорвется и полетит. Но она всё не летела :). Когда прекратился дождь, я начал выходить каждые пол-часа-час, чтобы проверить надежность креплений. Как оказалось, снаружи палатки было гораздо спокойнее, чем внутри. Всё-же 10м/с – далеко не ураган. Тем не менее, пара колышек таки была выдернута. Один тросик привязал к машине, а второй колышек забил и укрепил.
Ближе к утру, несмотря на усиление ветра, нам надоело переживать за палатку, и мы настолько устали и привыкли к шатанию, что заснули. В итоге палатка не улетела, более ни одно крепление не ослабилось, и несмотря на еще сутки продолжающийся сильный ветер, он нас уже не сильно беспокоил. Мы даже еще умудрились немного покупаться. Именно тогда проявили себя русские.
Я как раз через день после приезда успел на фейсбуке написать, что несомненным плюсом кемингов является отсутствие русских и понтов. Как оказалось, были исключения. Когда жена с детьми плескались в воде, ко мне подошел мужик и попробовал начать разговор фразой - "в такую погоду только русские купаются". Признаться, я несколько опешил и не смог подобрать слова, потому что в голове из цензурных крутились фразы на всех языках, кроме русского :). В результате получилась довольно длинная пауза и вопрос "еще раз?". Мужик, видимо, почувствовал, что что-то неладно, и спешно поправился - "ну... только русскоговорящие в такую погоду в воду лезут..." и ретировался.
Позже моя дочка с его дочкой игрались. Нормально, без понтов. От нее узнали, что они живут в Германии. Возможно, и не ватники. Но как так получается, что за 15 секунд общения и полторы фразы из него наружу вылазит именно то, за что у меня к русским такое отношение?
Овощная лавка на территории кемпинга |
Местный житель |
Вид с горы. На ветру можно было лежать. В фоне - кемпинг. |
День третий - столица острова Крк - город Крк
Третий день было решено провести по-туристическому. Мы поехали на прогулку по городу Крк. Начали прогулку с пиццы в милом ресторанчике в самом центре города, потому как сын заснул и много двигаться мы всё равно не могли. На сытый желудок прогулка особенно удалась. Погуляли по узким улочкам, а также забрались в местный форт. Несмотря на то, что ничего особо примечательного в городке мы не нашли, время было потрачено не зря и мы хорошо отдохнули на этой прогулке. А закончили мы посещением и купанием на местном пляже, который в 2017 получил голубой флаг.
День четвертый - пляжинг и Башка
С утра я продолжил свои ежедневные упражнения в нырянии, и наконец достаточно раскачал барабанные перепонки, чтобы донырнуть до ракушки морского ежа, за которым "охотился" уже три дня. И хотя она лежала на относительно небольшой глубине - метров 5 - после большого перерыва без ныряния организм просто не пускал меня глубже. Никакие глотания или подуть в нос не помогали.
После пляжинга во второй половине дня решили съездить на развалины замка в городок Башка. Что нас поразило - это совсем другая природа всего в пяти километрах от нас - за горой. Долина, в которой расположен городок, с двух сторон окружена высокими горами, которые защищают её от ветров и бурь, создавая свой климат. Это отчетливо видно на спутниковых снимках. А из самой долины на эти самые горы открывается шикарный вид.
Мы же поехали не в сам городок Башку, а в место над ним. Там расположена церковь святого Ивана, а рядом - развалины замка. С туристической дорожки, которая расположена выше, открываются шикарные виды. Один из кадров, которые я сделал, мы позже видели на почтовых открытках в киоске.
Та самая, "открыточная" фотография |
Поиск следующего кемпинга
Перед поездкой в Хорватию мы заранее зарезервировали только 5 дней в Скриле на острове Крк. Так как мы занялись резервациями слишком поздно, в остальных подходящих нам кемпингах было или всё занято, или не было возможности удаленной резервации вообще. Поэтому я решил искать уже будучи на месте, тем более что всегда был план "Б" - в одном из крупных кемпингов мне сказали, что у них всегда есть место для палаток на большой поляне без парцелов.
Уезжать со Скрилы нам не хотелось, но, к сожалению, все места там уже были зарезервированы. За пару дней до конца нашего пребывания на острове Krk я начал обзванивать кемпинги в порядке приоритета, и уже в третьем кемпинге нашлось место. Этим кемпингом был Slanica на острове Murter.
Утреннее море, 6:43 |
"Ничего не предвещало беды" (c) или "никогда такого не было, и вот опять" :)
Ехать на Муртер решил по автостраде. Хотя эта трасса была на 20км длиннее, чем вдоль берега, гугл обещал дорогу на 30 минут быстрее. БОльшая часть дороги прошла без приключений, но последние 50 км заставили нас серьезно попотеть, как в прямом, так и в переносном смыслах.
Во время прошлой нашей вылазки в Башку, запасная 5л канистра с бензином, которую я всегда брал с собой на всякий случай в дальние поездки, треснула, и содержимое пришлось вылить в бак. Это стечение обстоятельств привело к тому, что компьютер мне ласково намекнул о последних 50 км как раз после того, как мы проехали последнюю заправку по дороге на остров. В тот момент это меня еще не сильно расстроило, до ближайшей заправки на острове было ближе. Однако, по мере движения, компьютер корректировал прогноз расхода, а стрелочка уровня топлива уже стала показывать 0. Возвращаться было уже поздно, оставалось ехать ооочень экономно и надеяться, что это поможет. Кондиционер тоже пришлось выключить.
К заправке, которую я выбрал на карте мы подкатывались с "запасом" езды 5км, и тут меня что-то начало беспокоить. Для того, чтобы добраться к этой заправке, пришлось съехать с основной дороги, и чем дальше мы ехали, тем менее оживленная местность становилась, что было странно для размещения заправки. Когда же дорога привела нас к проулку, в который моя машина едва могла проехать, я решил проверить карту еще раз, и оказалось, что всё это время мы ехали к заправке ..... для лодок :).
"Разворот в габаритном дворике" во время экзамена на права и рядом не лежал с разворотом в негабаритной улочке в каком-то селе на острове Муртер :). Когда мы выехали на главную дорогу, компьютер сказал "пынь" и показал, что у нас бензина на 0км. Стрелка уровня топлива давно была под нулём. До следующей заправки оставалось 7 км с дорогой через гору.
Я был уверен, что мы не доедем, но хотел сократить отрезок, который пришлось бы гулять до заправки и обратно с канистрой. Потому я ехал еще более экономно, а педаль тормоза вообще перестала существовать - торможение только двигателем. Но несмотря на все наши переживания, все обошлось благополучно, и я доехал до заправки с работающим движком.
Кемпинг Slanica ***
Я не знаю как они считают звездочки, но имея те-же 3 звезды, что и Скрила, Сланица заметно проигрывала по большинству параметров.
Более старые и "поюзанные" сан. узлы, перебои с горячей водой, дорожки идущие насквозь через парцелы, менее развитая инфраструктура, бОльшее расстояние до ближайшего пляжа, который днем забит людьми, и у которого быстро становится грязной вода.
Были и плюсы. Например, тенистость, так как почти весь кемпинг находится среди деревьев. Также здесь была нормальная детская площадка, которая понравилась нашим детям. Неплохой в принципе, пляж, находился в 800 метрах от нашей палатки. Там я мог насобирать кучу морских звезд, и даже поймал какую-то рыбку, похожую на обычного ерша, только цветастее и, собственно, морскую.
На самом деле, где-то такой уровень комфорта мы и ожидали перед поездкой с палаткой. Поэтому абсолютно не было негатива, на Муртере мы тоже прекрасно отдохнули, и точно так же не хотели уезжать. Но первый опыт на Крк сильно повысил планку.
Slanica |
Наше место II-14 |
День шестой - отдых на острове Murter
Начали день со стандартного пляжинга, а я поймал первую звезду. Потом, после обеда, задержались с детьми на детской площадке, и очень весело провели время. Там собралась кучка детей, говорящих на польском, хорватском, словенском и русском, а также все немного на английском. И наши дети затеяли интернациональную игру в корову/крокодила/каламбуры (отгадывание слов, показанных пантомимой). Подобный опыт для детей оказывается бесценен в плане преодоления языковых барьеров.
Хорватский мальчик показывает скорпиона |
Аттракционы у пляжа |
Вечером мы пошли погулять на гору на другой части острова. И внезапно для себя обнаружили сеть тоннелей и фортификационных элементов построенных внутри скалы. Тоннели тянулись на сотни метров, и это всё было доступно для туристов. Обожаю подобные места. Жаль на большинстве фото и видео видно нас, а на остальных не видно тоннелей :).
День седьмой - Шибеник
Расширяя список посещенных мест, мы поехали в город Шибеник, который находится всего в 40 минутах езды от Сланицы.
Мы побывали во всех 4 фортах, включая незаконное проникновение на форт св. Ивана, который в настоящее время "типа" реставрируется :). И проникновение в подземные (подскальные) туннели рядом. Вход в эти туннели "типа" закрыт и огорожен проволокой, но от дыр в ограждениях к ним тянутся протоптанные тропиночки.
Вишенкой на торте было посещение форта св. Николаса. Дело в том, что нормальный вход там только со стороны моря, т.е. войти нормально можно только на лодке. Со стороны же берега там очень хлипкая конструкция из
Возле форта был обустроенный пляж, а по дороге к нему - замечательное место, чтобы половить рыбок и крабиков.
На крыше форта |
Спуск на нижний уровень. |
День восьмой - отдыхалинг
С утра мы поехали на местный рынок, чтобы купить рыбу. Потому что как это так - мы у моря и не пожарили свежей рыбки (в ресторанах не в счет)? Я без понятия, как называется та рыба, что я купил. Плюсом было то, что продавец ее выпотрошил и почистил на месте, без дополнительной оплаты. Не могу назвать то, что я приготовил, произведением кулинарного искусства, но было вкусно и я хочу еще :).
Пока я готовил рыбку, мой трехлетний сын завел себе подружку на детской площадке, с которой потом проводил много времени, и которую так и называл - "моя подружка". То, что они говорили на разных языках вообще не было помехой.
После рыбки мы пошли в городок Murter, на этот раз пешком. Во-первых - погулять, а во-вторых - взять на прокат лодку. Да-да, только в предпоследний день отпуска я узнал, что это можно сделать без морских/водных прав. Конечно, для таких бесправных, как я, - не без ограничений :). Кстати, открыл для себя приложение/сервис Click&Boat. Если бы не факт, что лодка нужна была на завтра, то взял бы лодку через сервис - были хорошие варианты рядом, но все - заняты.
Улочка в городке Murter |
После пиццы и лазаньи с пивом в местном ресторанчике, потопали обратно в кемпинг, и почти сразу - на пляж. Как и водится, организм привык к погружениям только к концу отпуска, и только в предпоследний день я смог нырять чуть глубже, чем ныряет средний турист, и насобирал кучу морских звезд, ракушек и скелетов морских ежей. Часть звезд выпустил сразу, остальных - после того, как показал детям :).
День девятый - моторная лодка
Без прав можно было взять только тихоходную моторку на 5л.с. и плавать только у острова Муртер и группы мелких островков на северо-западе, не отплывая дальше острова Большая Арта. Но даже этого оказалось достаточно, чтобы сильно пожалеть, что этот вид отдыха мы для себя открыли только в последний день отпуска. Несмотря на небольшую доступную акваторию, дно, островки, вода оказались весьма разнообразными. Поменьше и побольше, людные и безлюдные, заросшие и каменистые. Дно у островков и между ними было неглубокое, голое песчаное и каменистое, заросшее и скалистое, пустое и с кучей живности.
Наиболее ценным было чувство свободы. Куда захотел, туда поплыл, там позагорал, там понырял. Тем более, что в последний день отпуска организм уже совсем приспособился к нырянию. Обратил внимание, что очень много людей, точно также свободно плавающих на лодках, предпочитает загорать голышом.
На обратном пути мы
День десятый - возвращение в .. Чехию
Когда я планировал нашу поездку еще перед отпуском, то рассчитывал, что по дороге домой мы остановимся на один день в горах Австрии. Но после поездки через Германию, мы решили, что возвращаться будем обычной трассой через Чехию, а значит через ту часть Австрии, где гор, и соответственно - горных кемпингов, гораздо меньше. Перед выездом я не смог найти ни одного доступного кемпинга в горах на одну ночь. Более того, оказалось проблемой найти через Интернет подходящий отель на одну ночь вдоль нашей трассы.
Надеюсь, шашки тоже сюда подходят |
Однако, выход был найден. Совсем недалеко от Чехо-Австрийской границы я нашел большой комплекс кемпинг Merkur - на берегу водохранилища Nové Mlýny. Кроме палаточного поля там были доступны домики и комнаты, и я решил, что после окончания сезона там должны быть свободные места. Как оказалось - я ошибался, и доступны были только палаточные поля. И хотя мы опять потратили немного нервов из-за проблем с дозвоном и неуверенности в том, что успеем доехать до закрытия регистрации, это нам удалось.
В 12 ночи мы разбили палатку, перенесли в нее спящих детей и пошли с женой пить хорватское вино на берегу водохранилища. Романтика.
День одиннадцатый - возвращение домой
Дети, которые вчера заснули в машине, удивились, проснувшись в палатке рядом с озером (и детской площадкой). Какое-то время пришлось разбираться с ребенком - в какой вообще стране мы находимся, и что мы вообще тут делаем :).
На территории комплекса был большой выбор всевозможных кафешек и ресторанчиков, а также разных развлечений. Наверняка, здесь можно с удовольствием провести много времени, но нам нужно было ехать дальше.
Возвращение не обошлось без приключений. Для начала, в Брно мы проехали поворот на Прагу. Когда жена остановилась у ближайшей заправки, чтобы запланировать как развернуться, во время выезда с заправки она умудрилась стукнуться в курьерский фургон... задом :). К счастью, водительница фургона оказалась адекватной, и не найдя на своём изрядно потертом бампере выделяющейся вмятины, сказала, что всё ОК, нет проблем, на что моя жена ответила вопросом - а как проехать в Прагу? Слегка опешившая курьерша показала как лучше выехать, и до Праги мы добрались без приключений.
Перед самой Прагой Гугл нас порадовал сообщением о пробке на 1 час, которую нельзя было объехать. Не поверив Гуглу, я поехал в объезд через Záběhlice, но оказалось, что въезд на автостраду с улицы "V Korytech" - раскопан, поэтому пришлось возвращаться, но к счастью, не к началу пробки, а только к ее части - нашелся въезд через заправку у трассы.
Оставшаяся часть трассы прошла без приключений.
Хеппи энд.
Спасибо за отчет! Добавил в закладки, почитаю на днях! Приятно снова видеть такие репортажи от тебя :)
ОтветитьУдалитьОчень приятно и познавательно было почитать .
ОтветитьУдалитьСпасибо большое !
Роман. Кременчуг. Украина.
Спасибо за публикацию .
ОтветитьУдалитьОчень приятно и полезно было почитать.
Хороших путешествий !
Роман. Кременчуг. Украина.
Спасибо большое ! Очень занимательный, и интересный рассказ о путешествиях! Всегда любила палатки !) Пока не осмеливались с мужем на подобные "вылазки" с палатками после того, как переехали в Польшу. Вы ответили на многие возникаящие вопросы, подробно и детализированно..Ещё раз, спасибо)! Удачи вам, и вашей семье ! Новых путешествий, ярких впечатлений, и эмоций !!!
ОтветитьУдалитьКруто! Почему мало пишите? Как вам Гура сейчас? что изменилось и тд..
ОтветитьУдалитьСпасибо
УдалитьМало пишу из-за нехватки свободного времени.
В ЗГ много чего изменилось, но пока не тянет об этом всём писать.
Здравствуйте, не подскажите на каком сайте делали резервацию кемпинга в Хорватии. Спасибо))
ОтветитьУдалитьРезервировал на сайте этой сети кемпингов - https://www.camping-adriatic.com/
УдалитьСобираюсь путешествие на мотоцикле, сколько стоит место для палатки в Хорватии?
ОтветитьУдалитьПо-разному. Здесь найдёте все кемпинги Хорватии https://www.camping.hr/
Удалить