Как родитель ребенка, который ходил и в частную, и в публичную школы, казалось бы, что я мог бы ответить на вопрос из заголовка. Но, как показала практика, многие различия обусловлены качеством управления учреждением, и больше зависят от конкретного руководства, чем от типа собственности.
Тем не менее, хотел бы поделиться теми различиями и особенностями, на которые обратил внимание. Хоть мое мнение и не является полностью объективным и всеобъемлющим, но поможет дополнить картинку для родителей в поисках лучшего решения для их ребенка.
Школы, которые я буду сравнивать:
*Хочу обратить внимание, что школа имени М.Монтессори в Зеленой Гуре не является типично "монтессорианской". Хотя они много говорят и пишут о методиках Монтессори, а также применяют (применяли?) элементы методики Монтессори в начальных классах, ни в статуте, ни в договоре упоминания о методиках не было.
Так как мы попали во второй набор, то застали время, когда не было проблем ни с местом, ни с качеством. У каждого класса (группы) был свой оборудованный класс (помещение), были просторные и светлые светлицы. Для первых классов всё это по прежнему доступно.
11-я школа - большая. Я не смог найти информацию о количестве учеников, но только 4-х классов там около десятка. По сравнению со школой им.ММ, всё больше и доступнее. Большой спортивный зал, большая библиотека, большая светлица. Разнообразные спортивные и детские площадки.
После перехода в начале 4-го класса из маленькой школы в большую, мы обнаружили еще одну разницу - доступность учителей. Дело в том, что небольшая школа не может позволить себе учителей по всем предметам на полную ставку, поэтому в школу приходят учителя по часам. В таком подходе сложно организовывать дополнительные занятия, например, для отстающих по теме или для пересдачи теста.
В 11-й школе с этим проблем вообще не было, по всем предметам есть график дежурств/отработок/выравнивающих занятий.
Надо отметить, что проблемы размера касаются не всех частных школ. Например, наши знакомые, переехавшие в Быдгощ, там нашли тоже частную школу, но по размерам как обычная публичная, и очень школой довольны.
О качестве обучения языку я писать не буду, так как это зависит от конкретного учителя, а не от школы. Например, я был не очень доволен прогрессом по немецкому языку в частной школе, тем более, что после перехода оказалось, что дочке нужно немного подтянуться, чтобы догнать класс. Но некоторые мои знакомые о учительнице немецкого из школы им.ММ отзываются хорошо, даже берут у нее дополнительные уроки.
Про доступность дополнительных занятий в 11-й школе я не знаю, пока что дочке с головой хватает выбранных ею занятий вне школы. Но знаю, что есть занятия, которые финансируются разными фондами или гос-вом в рамках различных проектов, но это в каждой школе по-своему.
Если в первых классах учительницы проходили подготовку по методикам Монтессори, то для приходящих учителей 4-го класса на это можно и не надеяться. Поэтому становится важно не зацикливаться на самих методиках, а основывать выбор учителей на профессионализме и подходе к детям. В частных школах это полностью зависит от руководства. В публичных – как повезет. После полугода обучения в публичной школе, мы считаем, что нам повезло с большинством учителей, а особенно - с классной рук-цей.
Конечно, из-за количества детей в классах, вполне естественно, что в частной школе больше времени на индивидуальный подход, на решение проблем каждого ребенка и т.п. Но вот как это время будет использовано – это уже другой вопрос.
Когда мы рассказывали знакомым, в том числе педагогам, о последних ситуациях в школе им.ММ перед уходом, нам говорили, что с таким нужно идти с жалобами в кураториум (вроде нашего ОблОНО).
Из различий, на которые обратила внимание сама дочка - это бОльшая свобода. Между классами дети, оказывается, могут ходить сами, а не с Пани и по парам. Мы заметили, что дочка стала гораздо более самостоятельной, хотя поначалу ей было сложно самой себя контролировать. Похоже, индивидуальный подход имеет и обратную сторону медали.
Кстати, в публичных школах всё далеко не безнадежно. Даже в Зеленой Гуре родителям удавалось сместить директора в какой-то школе, когда его управление стало многих не устраивать.
Интересно, что директриса школы им.ММ очень часто сравнивала свою школу с публичными, но по сути - промывала нам мозги. Нам было страшновато идти в публичную школу, но на текущий момент большинство наших опасений не подтвердились.
В публичной школе, точно также, как и в частной, используется "Электронный дневник", который, помимо выставления оценок, является платформой для общения с учителями и решения других текущих задач.
Напротив, школа им.ММ просто не справилась. Когда дочка пошла в другую школу, она сказала, что это самый счастливый день в её жизни. В этом есть и наша вина, как родителей, потому что мы вовремя не рассмотрели, насколько гнетущая атмосфера для ребенка создалась в школе. Мы были уверены, что школа справится с решением заурядных, в общем-то, задач. А когда начали вылазить проблемы, которые уже невозможно было игнорировать, для нас это было полной неожиданностью. Мы долго не могли поверить в то, что происходит. Часто звучало слово "Сюр".
Как сейчас помню наш разговор с женой перед встречей с директрисой, и наши слова о том, что уходить в другую школу – это вообще не вариант на сегодня. Дочке и так было тяжело – она с начала учебного года кардинально сменила занятия, на которых ходила много лет. Вместо балета пошла на акробатику, а вместо музыки, на которую ходила бОльшую часть своей жизни, пошла на рисование.
Наше общение с директрисой, скорее всего, еще продолжится в суде. После разговора с ней, помимо решения срочно забрать ребенка со школы, мы решили что она просто не имеет права требовать с нас 3-месячной оплаты, из-за нарушений как условий договора, так и условий обучения. Законная возможность есть. Знакомый адвокат подтвердил нашу правоту. А я наконец-то узнаю, как в Польше работает Wymiar Sprawiedliwości.
О большинстве подробностей, которые произошли в школе им.ММ я пока не пишу. Помимо того, что эти ситуации не относятся к общему вопросу выбора между публичной и частной школами (обязательно внимательно читайте и договор и статут), директриса угрожала нам отдельным судом за то, что портим доброе имя школы, потому отдельными фактами буду делиться только после того, как они будут проверены в суде :).
Тем не менее, хотел бы поделиться теми различиями и особенностями, на которые обратил внимание. Хоть мое мнение и не является полностью объективным и всеобъемлющим, но поможет дополнить картинку для родителей в поисках лучшего решения для их ребенка.
Школы, которые я буду сравнивать:
- Частная школа имени* Марии Монтессори - с 1-го 3-й класс и 1 месяц 4-го класса.
- Публичная школа №11 (Szkoła podstawowa nr 11 - Zespół Edukacyjny nr 9 w Zielonej Górze) (4-й класс)
*Хочу обратить внимание, что школа имени М.Монтессори в Зеленой Гуре не является типично "монтессорианской". Хотя они много говорят и пишут о методиках Монтессори, а также применяют (применяли?) элементы методики Монтессори в начальных классах, ни в статуте, ни в договоре упоминания о методиках не было.
Размер
Первый набор школы им.ММ сейчас ходит в 5-й класс. В школе по одному пятому, четвертому и третьему классу, второй класс полностью распался, сколько первых я не знаю, но максимально два. В каждом учится до 15 человек (по договору). Школа делит здание с т.н. полицеальной школой "Косинус". Со временем это стало проблемой, так как школе некуда было расти. В настоящий момент как минимум один класс (4-й) делит помещение с полицеальной школой.Так как мы попали во второй набор, то застали время, когда не было проблем ни с местом, ни с качеством. У каждого класса (группы) был свой оборудованный класс (помещение), были просторные и светлые светлицы. Для первых классов всё это по прежнему доступно.
11-я школа - большая. Я не смог найти информацию о количестве учеников, но только 4-х классов там около десятка. По сравнению со школой им.ММ, всё больше и доступнее. Большой спортивный зал, большая библиотека, большая светлица. Разнообразные спортивные и детские площадки.
После перехода в начале 4-го класса из маленькой школы в большую, мы обнаружили еще одну разницу - доступность учителей. Дело в том, что небольшая школа не может позволить себе учителей по всем предметам на полную ставку, поэтому в школу приходят учителя по часам. В таком подходе сложно организовывать дополнительные занятия, например, для отстающих по теме или для пересдачи теста.
В 11-й школе с этим проблем вообще не было, по всем предметам есть график дежурств/отработок/выравнивающих занятий.
Надо отметить, что проблемы размера касаются не всех частных школ. Например, наши знакомые, переехавшие в Быдгощ, там нашли тоже частную школу, но по размерам как обычная публичная, и очень школой довольны.
Дополнительные занятия - языки
В этом плане частная школа безусловно выигрывает, по сравнению с публичной. В школе им.ММ каждый день был немецкий и английский или занятия с носителем языка. В 11-й школе мы попали в класс с немецким, а на английский ходим отдельно в языковую школу.О качестве обучения языку я писать не буду, так как это зависит от конкретного учителя, а не от школы. Например, я был не очень доволен прогрессом по немецкому языку в частной школе, тем более, что после перехода оказалось, что дочке нужно немного подтянуться, чтобы догнать класс. Но некоторые мои знакомые о учительнице немецкого из школы им.ММ отзываются хорошо, даже берут у нее дополнительные уроки.
Дополнительные занятия - остальные
В первых классах список дополнительных занятий, входящих в программу частной школы, был импонирующим, включал занятия пластические, робототехнику и еще что-то. К четвертому классу это всё постепенно исчезло из программы. Хотя разные доп. занятия остались доступны за отдельную плату.Про доступность дополнительных занятий в 11-й школе я не знаю, пока что дочке с головой хватает выбранных ею занятий вне школы. Но знаю, что есть занятия, которые финансируются разными фондами или гос-вом в рамках различных проектов, но это в каждой школе по-своему.
Домашние задания
Еще один плюс для частной школы – отсутствие заданий на дом. Домашние задания они отрабатывают в светлице после уроков, с помощью педагога. Другое дело, что последние пару недель в школе им.ММ дочка не ходила в светлицу, потому что новая Пани "педагог" применяла такие методы, за которые и из публичной школы можно вылететь, вроде групповых наказаний, запрета выходить в туалет или запрета читать книжки.Подход к детям
Сложная тема в нашем случае. Те подходы, которые декларировались и применялись в самом начале обучения в школе им. М.Монтессори, и собственно на методиках Монтессори основанные, к четвертому классу забыты и не применяются – это моё субъективное мнение.Если в первых классах учительницы проходили подготовку по методикам Монтессори, то для приходящих учителей 4-го класса на это можно и не надеяться. Поэтому становится важно не зацикливаться на самих методиках, а основывать выбор учителей на профессионализме и подходе к детям. В частных школах это полностью зависит от руководства. В публичных – как повезет. После полугода обучения в публичной школе, мы считаем, что нам повезло с большинством учителей, а особенно - с классной рук-цей.
Конечно, из-за количества детей в классах, вполне естественно, что в частной школе больше времени на индивидуальный подход, на решение проблем каждого ребенка и т.п. Но вот как это время будет использовано – это уже другой вопрос.
Когда мы рассказывали знакомым, в том числе педагогам, о последних ситуациях в школе им.ММ перед уходом, нам говорили, что с таким нужно идти с жалобами в кураториум (вроде нашего ОблОНО).
Из различий, на которые обратила внимание сама дочка - это бОльшая свобода. Между классами дети, оказывается, могут ходить сами, а не с Пани и по парам. Мы заметили, что дочка стала гораздо более самостоятельной, хотя поначалу ей было сложно самой себя контролировать. Похоже, индивидуальный подход имеет и обратную сторону медали.
Подход к родителям
Когда частная школа функционирует нормально и заботиться о своих клиентах и своей репутации, заботится о коммуникации с родителями и с детьми, то это сложно сравнивать с публичными школами, которые – как дарЁнный конь :). О том, что что-то пошло не так в школе им.ММ в Зеленой Гуре, может говорить динамика оттока учеников. С началом учебного года исчез 2-й класс (единственный оставшийся ребенок ходит в 1-й). После начала года из 4-го класса ушло уже минимум 4 ребенка, еще 2 или 3 гарантированно не продолжат в следующем году. С окончанием года полностью уходит ВСЯ "зерувка" (нулевой подготовительный класс), как и два ребенка знакомых родителей пятого класса. О ситуации в 1-м и 3-м классах я просто не в курсе.Кстати, в публичных школах всё далеко не безнадежно. Даже в Зеленой Гуре родителям удавалось сместить директора в какой-то школе, когда его управление стало многих не устраивать.
Интересно, что директриса школы им.ММ очень часто сравнивала свою школу с публичными, но по сути - промывала нам мозги. Нам было страшновато идти в публичную школу, но на текущий момент большинство наших опасений не подтвердились.
В публичной школе, точно также, как и в частной, используется "Электронный дневник", который, помимо выставления оценок, является платформой для общения с учителями и решения других текущих задач.
Итог
Вопреки нашим опасениям, публичная школа в Польше оказалась совсем не похожа на пост-совковое учреждение, как мы ожидали. О детях заботятся, с детьми работают. Успешно работают и над организацией школы, потому что я вообще не представляю, как можно эффективно управлять таким учреждением, даже чисто логистически.Напротив, школа им.ММ просто не справилась. Когда дочка пошла в другую школу, она сказала, что это самый счастливый день в её жизни. В этом есть и наша вина, как родителей, потому что мы вовремя не рассмотрели, насколько гнетущая атмосфера для ребенка создалась в школе. Мы были уверены, что школа справится с решением заурядных, в общем-то, задач. А когда начали вылазить проблемы, которые уже невозможно было игнорировать, для нас это было полной неожиданностью. Мы долго не могли поверить в то, что происходит. Часто звучало слово "Сюр".
Как сейчас помню наш разговор с женой перед встречей с директрисой, и наши слова о том, что уходить в другую школу – это вообще не вариант на сегодня. Дочке и так было тяжело – она с начала учебного года кардинально сменила занятия, на которых ходила много лет. Вместо балета пошла на акробатику, а вместо музыки, на которую ходила бОльшую часть своей жизни, пошла на рисование.
Наше общение с директрисой, скорее всего, еще продолжится в суде. После разговора с ней, помимо решения срочно забрать ребенка со школы, мы решили что она просто не имеет права требовать с нас 3-месячной оплаты, из-за нарушений как условий договора, так и условий обучения. Законная возможность есть. Знакомый адвокат подтвердил нашу правоту. А я наконец-то узнаю, как в Польше работает Wymiar Sprawiedliwości.
О большинстве подробностей, которые произошли в школе им.ММ я пока не пишу. Помимо того, что эти ситуации не относятся к общему вопросу выбора между публичной и частной школами (обязательно внимательно читайте и договор и статут), директриса угрожала нам отдельным судом за то, что портим доброе имя школы, потому отдельными фактами буду делиться только после того, как они будут проверены в суде :).
Интересно чем суд закончится. Первый раз слышу чтоб со школой кто-то судился. Удачи!
ОтветитьУдалитьМне кажется, заголовок не совсем отражает реальность... Можно было бы сказать «как нам не повезло с частной школой» или типа того. Совсем очевидно, что все эти проблемы с вашей ММ школой нетипичны. Мы пока не доросли до школы, но знакомые ходят в частную напротив нашего дома, из окна прям наблюдала, как они гуляют, как занимаются, школа большая, свое здание, отличный уровень занятий. Но вы правы в том, что и гос школы тут шикарные и далеко не «совок»!
ОтветитьУдалитьЯ об этом написал в первом абзаце, и этот посыл предназначен как раз для родителей, которые ищут ответ на вопрос из заголовка. Да, рассказано через призму конфликта со школой им.ММ, я этого не скрываю.
УдалитьЧем закончилось?
ОтветитьУдалитьПока ничем. Школа им.ММ время от времени высылает счет, что для нас не имеет значения.
Удалить