воскресенье, 16 января 2022 г.

Бочка дёгтя в ложке мёда - современная Польша 20-х годов

Когда я только начинал вести этот блог чуть более 10 лет назад, то помимо весьма позитивных отзывов о жизни в Польше, писал также и о проблемах, куда же без них? Посты я обозначал тегом #деготь, намекая на известный фразеологизм. Постов этих было совсем не много, но на протяжении последних лет поводов написать об очередной негативной стороне жизни в Польше или новой печальной истории было всё больше.

Большая часть этого негатива так и не нашла своего места на страницах этого блога, в течении этого года я вообще не написал ни одного поста. В конце концов этого негатива стало так много, что нашей семье приходится принимать весьма непростые решения, и сегодня я хочу вылить "на бумагу" всё то, что накопилось за долгое время. Что бы не забыть. Потому что к причинам принятых нами решений еще будем возвращаться, и не раз.

Политика всему виной?

Решая с чего начать, подумал, что начать стоит с причины всех бед. Вернее, с того, что мы считаем причиной, и ясное дело, что, раз разговор касается политики, многие не со мной согласятся. Это, кстати, нормально - иметь разные мнения. Ненормально – игнорировать чужое мнение и преследовать инакомыслящих. Именно это происходит в Польше на протяжении последних нескольких лет, с приходом к власти парти PiS.

О агрессивной политике цензуры и замещению всех руководителей на лояльных партии мы узнали очень быстро на собственном опыте. Когда в ЗГ сменилось руководство публичных медиа, и наша фундация, которая к тому времени уже много сделала и много делала для города, получила почти полный бан. То ли это из-за того, что наша фундация оказалась названа в честь языческой богини, то ли потому что наши инициативы пропагандировали спортивный и здоровый образ жизни, идущий вразрез с польскими традициями*, неизвестно.  Но о том, что журналистам запретили о нашей фундации упоминать, мы знали от самих журналистов.

* Правительство PiS открыто критикует велоспорт, вегетарианство, возобновляемые источники энергии и атеизм, называя это все левацкими ценностями, что не имеет ничего общего с польскими (ссылка).

Политика замещения специалистов и профессионалов лояльными партии людьми не могла не дать свои плоды. Это коснулось всех сфер.

Образование

Увеличение лекций религии в ущерб естественных дисциплин было первой только ласточкой. Популистская "реформа" образования, которая не принесла ничего, кроме увеличения админ. расходов на сам процесс расшатала и без того не идеальную систему. Не изменили ни программу, ни подход к образованию. Что изменилось, так это отношение к работникам образования. Когда после изнурительной, непродуманной "реформы", учителя начали протестовать, правительство, включая министерство образования, вместо поддержки своих работников, запустило программу дискредитации учителей.

Вполне естественно, что из школ первыми ушли наиболее талантливые - в коммерческий сектор. Остались или те, кто решил пожертвовать себя образованию, или те, кто больше ни на что не был годен. Качество образования соответствующее. Ситуация из года в год складывалась только хуже. В прошлом году у дочки в школе не было ни учителя химии, ни английского... И это в матуральном 8-м классе. У сына учительница в первом классе, это такой реликт совдепа старой закалки, с "проверенной" системой наказаний и поощрений, и требования, чтобы все были "одинаковые".

Окружающая среда

ПиС не только отменили программу дотации на возобновляемую энергию, но ввели правила, по которым установка новых ветрогенераторов просто перестала быть целесообразной. Зато поддержка горнодобывающей промышленности никуда не делась. Два дня назад Вроцлав оказался на первым месте по уровню загрязнения воздуха в Европе. Каждую зиму, как только становится прохладно, вся Польша на карте качества воздуха становится красно-оранжевой.

Если самого осознания того, что ты живешь в стране с самым грязным воздухом, мало, то недавно, после очередного случая ларингита у сына, врач диагностировала, что причиной - аллергия на смог. И вот выходишь такой от врача, и чувствуешь, что ты - левак. Потому что смеешь думать что традиционный польский уголь, это плохо.

Религиозный фундаментализм и сексуальное образование

Аборты - это плохо. Это я пишу без сарказма. Аборт, это далеко не лучший способ планирования семьи, и я не представляю, чтобы я когда-нибудь предлагал жене использовать такой метод прерывания беременности. А еще я не представляю, чтобы такое решение за меня или мою жену (или дочку) принимал кто-то другой. Запрет абортов в Польше, который таки смогли протолкнуть религиозные фанатики, это просто дичайшая средневековая дикость. Не говоря о том, что это не только не решило проблему, а только усугубило. И я не упускаю случая "поблагодарить" за это инициаторов, в комментариях под каждой новостью об очередных останках плода или уже ребенка, найденных в мусоре, в лесу или реке. И это только те, которых нашли.

Та же ситуация с контрацептивами, доступ к которым в Польше теперь ограничен, а девочки младше 18 лет теперь вообще лишены доступа к "аварийной таблетке". Когда люди считают, что запретами можно предотвратить подростковый секс, остается только посочувствовать человеческой тупости. Но когда тупые люди пишут законы, по которым ты должен жить, наверное остается только сменить страну.

Кстати, популярная местная тема о священниках-педофилах может и не отражает реальной картины, среди священников педофилов не намного больше, чем в других профессиях. Самая большая проблема здесь, это покрывательство педофилов руководством. Представьте, что в каком-то садике разгорелся скандал, а местное ОНО вместо увольнения переводит воспитателя в садк в другом районе. Можете такое представить? А в Польском Костеле такое - запросто.

Ну и куда без темы LGBT? В настоящий момент, это основной враг ПиСовской пропаганды, ангтигейскую пропаганду крутят постоянно, а польские патриоты гомофобы избивают людей, если им только показалось, что он нетрадиционной ориентации. Называют себя воинами христа, кстати.

Экономика

Можно писать очень много и долго о том, как именно ПиСу удалось страну, которая лучше всех справилась с экономическим кризисом 2008-го и перешла им в руки с дефляцией основной валюты, привести к теперешнему состоянию, но я постараюсь коротко.

Началось всё с выполнения предвыборных обещалок - увеличению социалок и введению славноизвестного 500+. Финт с введением новых пособий ПиС повторял почти перед каждыми выборами, а потом еще хвалился - вон смотрите как у нас ВВП растет.

Эту статью я пишу 2 неделю спустя введению в силу так называемого "Польского Лада", который местная пропаганда пропихивает как что-то, что улучшит жизнь всех поляков. Прежде всего потому что "налоги меньше". Них..я. Самое упрощённое описания эффектов "Польского Лада", которое я видел, звучит так:


"Те, кто зарабатывают меньше среднего, заплатят меньше налогов, те, кто зарабатывает больше - будет платить больше". Вдобавок, любая выгода будет с лихвой нивелирована рекордной инфляцией. Кстати, с инфляцией планируют "бороться" снижением VAT. И народ это схавает, ведь завтра заплатит за продукты меньше денег. Что будет с ценой этих денег послезавтра - этому в польских школах не учат.

Так много закрывающихся бизнесов, как сейчас, я не видел даже во времена первых локдаунов. Те, кто еще держится, переходит в серую зону. Что будет с экономикой в ближайшем, и не только, будущем - большой вопрос...

Медицина

На эту тему меньше всего могу написать, потому что уже несколько лет пользуюсь приватной мед. страховкой для всей семьи. Публичное мед. страхование в большинстве случаев просто не работает. Огромные очереди и нехватка специалистов, и за это всё я продолжаю платить, потому что не могу отказаться. При этом уровень обслуживания и в приватном секторе, из-за отсутствия конкуренции, часто оставляет желать лучшего. Да, у меня есть возможность обратиться к любому специалисту, и в большинстве случаев он меня примет в назначенное время, "но это не точно".

Культура

Эта тема коснулась нас непосредственно, опять таки в рамках деятельности фундации. Одно из первых изменений, которое сделал ПиС - это все дотации в области культуры отдал патриотическим организациям и инициативам. В первые годы обязательным условием, чтобы получить дотацию, было посвятить свой проект теме 100-летия независимости Польши. Кстати, некоторые читатели моего блога, которые живут в Зеленой Гуре, может помня как несколько лет назад даже Зеленогурский Винобраневый Хоровод был посвящен этому 100-летию.

Чтобы было веселее, ПиС начал активную борьбу со всем непатриотическим и нетрадиционным. Международные фонды, которые поддерживали культуру в Польше, неодобренную сверху, попали под острый обстрел пропаганды, а многие общественные организации просто не выдержали давления постоянных проверок и вынуждены были прекратить свою деятельность. Зато расцвели (ура-)патриотические организации.

Патриотизм

Когда я приехал в Польшу в первый раз, мы как раз попали на день независимости, и я отметил большую разницу с Украиной, в 2009м году поляки вывешивали национальную символику на балконах и окнах гораздо активнее. Я увидел, что многим людям нравиться быть патриотами, и тогда в этом не было ничего плохого.

Пару лет назад я снова обратил внимание на количество символики в день независимости... Её гораздо меньше, чем было 10 лет назад. Вернее, на столбах и зданиях всё пестрит, но не на балконах. А причина в том, что и ПиС, и сам поляки позволили "приватизировать" национальную символику националистам, шовинистам, расистам и прочим ура-патриотам. Сейчас, если видишь человека с бело-черными элементами на аватарке, то с большой вероятностью в профиле найдешь значок якоря и куча постов про гордую Польшу, предательских леваков и прочих педалов. (pedał - польский вариант слова "пидор", прямой перевод слова - "педаль").

Право

Одна из самых ярких тем в этой области, это собственно узурпация власти, в том числе судебной. И тут писать особо нечего, ПиС заместила судей Верховного Суда на лояльных себе, чем вызвала не только судебный кризис в стране и острую критику ЕС и Венецианской комиссии, но также спровоцировала процедуру рассмотрения наложения санкций на Польшу. Собственно, делегализация абортов – это последствие решения зависимого конституционного трибунала.

И если замещение судей на всех уровнях еще не произошло, то прокуратуры в стране уже давно подчиняются одному человеку, и политически обоснованные решения о заведении (или нет) дела уже давно не новость. В некоторых регионах Польши прокуратура в принципе отказывается заводить дела на националистов по статьям о ненависти на религиозной или этнической почве.

Кстати, с 2017 года статистика о преступлениях на почве ненависти не публикуется. Прокуратура, нарушая закон и конституцию, отказывается предоставлять эти данные даже по запросам. Прокуратура недавно даже дело проиграла в суде по этому поводу... И ничего...

Безопасность

Это - самая главная часть. Итог. Причина решения, о котором я напишу позднее.

Как многие знают, по Пирамиде Маслоу, потребность в безопасности стоит на втором месте, сразу после потребностей физиологических. Именно отсутствие чувства безопасности когда-то являлось одним из основных мотиваторов наших решений о переезде. 

Я не чувствую себя в безопасности, потому что уровень благосостояния поляков падает, а уровень преступности растет.

Я не чувствую себя в безопасности, потому что люди всё более агрессивны, а меньшинства первыми подвергаются нападениям.

Я не чувствую себя в безопасности, потому что не уверен, что мои права будут защищены

Я не чувствую себя в безопасности, потому что не поляк

Я не чувствую себя в безопасности, потому что говорю по-русски

Я не чувствую себя в безопасности, потому что мои дети не могут получить в Польше нормальное даже среднее образование

Я не чувствую себя в безопасности, потому что в Польше самый грязный воздух, и это сокращает жизнь мою и моей семьи

Я не чувствую себя в безопасности, потому что польская медицина

Я не чувствую себя в безопасности, потому что не верю в польского бога (а сына в школе уже из-за этого цепляют)

Я не чувствую себя в безопасности, потому что основные права человека в Польше всё меньше соблюдаются

Я не чувствую себя в безопасности, потому что сколько бы я не зарабатывал, польская экономика это отберёт

Я не чувствую себя в безопасности, потому что не могу заниматься тем, что мне нравиться

Я не чувствую себя в безопасности, ...


Пару месяцев назад, когда мои дети шли на занятия и разговаривали между собой по-русски, на них набросился чувак с криками "jesteście w Polsce, mówcie k..rwa po Polsku!". Дети перепугались, но убежали.

Через пару дней, когда дочке надо было возвращаться домой самой, она произнесла фразу: "Не бойся мама, я нормально дойду, просто не буду говорить по-русски"... После такого уговаривать себя, что всё в порядке и всякое бывает – как минимум наивно, если не глупо. И наверное хорошо, что обманывать себя подобными рассуждениями я перестал еще в начале года...

9 комментариев:

  1. некоторьіе иллюзии развеялись.. в польше бьівала много раз, очень нравилось.. желаю вашей семье благополучно осуществить все следующие планьі..

    ОтветитьУдалить
  2. И куда дальше? Уже определились со следующей страной?

    ОтветитьУдалить
  3. печально все это. я в Польше 6 лет, но нам в принципе нравится, несмотря на некоторые негативные моменты, позитив перевешивает. в школе у нас все прекрасно, дочка дружит как с поляками так и русскоязычными, а на уроки религии (они необязательные) записалась сама добровольно, говорит что ей интересно, или потому что подружки ее ходят. хотя у нас в семье никто не религиозный. а польский лад конечно добьет экономику :-(.

    ОтветитьУдалить
  4. Читаю Вас еще с 2013 года, на основе Ваших постов (и еще форума чемодан) в 2015 приняли с мужем решение эмигрировать в Польшу. Уже есть резидент ЕС.
    Сейчас те же мысли и переживания, и все те же аргументы "за" переезд из Польши - мы тоже не религиозная семья, тоже посчитали что "Новый Лад" будет забирать 48% нашей зарплаты и тоже пугают нацистские тенденции в обществе (для меня звоночком был запрет деятельности OMZRIK).
    Но страшно решиться опять срываться с места и заново пускать корни в новой стране. Да и непонятно куда уезжать, везде свои минусы.
    Спасибо за пост и удачи Вам и вашей семье.

    ОтветитьУдалить
  5. Mr Tornado, поскольку Вы уже 12 лет с семьей в Польше, получили ли Вы и деты за это время гражданство? Или это не было Вашей целью?
    Спрашиваю о гражданстве потому, что хочу лучше понять бюрократический фактор Вашей следующей миграции.

    Возможно ли, что дискомфорт для детей на национальной почве обусловлен тем, что Вы проживаете в довольно небольшом городке? Ведь в больших городах обычно намного больше иностранцев и гораздо выше толерантность к ним.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гражданство получил, это кончено облегчит следующую миграцию.

      Я уже 2 года живу во Вроцлаве.

      В Польше небезопасно становится не только для иностранцев. Вот вчера, например, узнал, что кураториум собирается полностью запретить любые инициативы, направленные на сексуальное образование в школах. Знакомая Фундация, которая занимается помощью женщинам жертвам домашнего насилия, попала в черный список. Это касается всех девочек в Польше, не только иностранцев.

      Удалить
    2. Здравствуйте, подскажите у всей ли семьи было гражданство Польши ? У нас у меня есть гражданство и у детей, а у мужа только побыт часовы. Тоже задумываюсь о переезде .

      Удалить
    3. Польское гражданство к моменту переезда было у всех

      Удалить